Пн-Сб: 10:00 - 19:00 /
ВС: 10:00 - 13:00

Мы в соцсетях:

Консалтинговая компания АКТИВ


Продажа компании — отличный способ для предпринимателя выйти в кэш, отдохнуть и заняться новыми проектами. Чтобы получить максимальную прибыль и грамотно оформить сделку, нужно знать несколько правил. Читайте инструкцию, как правильно готовить свою компанию к продаже:

1. Понять, чего вы хотите

Для начала необходимо определиться, чего именно хочет собственник от сделки. Остаться в качестве менеджера? Совсем уйти и забыть про проданный бизнес? От этого зависят стратегии подготовки к сделке. Например, если у компании есть долги, стоит найти партнёра, который может их погасить, а потом заработать на компании. Если же владелец устал, а его дети работать не хотят, нужно искать стратегического инвестора.

2. Хранить молчание

Появление слуха, что фирма продаётся, немедленно приводит к падению её стоимости: контрагенты опасаются, что с новым менеджментом всё может пойти не так, стратегия изменится. Это воспринимается как риск. Таким образом, одно из главных условий подготовки к продаже — намерение совершить сделку нужно держать в секрете.

3. Отойти от управления

Если собственник сам управляет бизнесом, это автоматически снижает стоимость компании на 10–20%. Зачем покупать бизнес, в котором владелец определяет всё? Он уйдёт, и всё посыплется. Такие бизнесы покупают с обязательным условием, что владелец останется в оперативной деятельности ещё на три-пять лет.

4. Упорядочить юридическую структуру

Часто бизнес ведут с использованием большого количества юридических лиц. Нужно заранее подумать о его консолидации. На какие компании заключены все контракты с поставщиками, на какую оформлена недвижимость, а на какую — интеллектуальная собственность? Прозрачная юридическая структура повышает стоимость бизнеса, степень доверия инвестора к активу и ускоряет закрытие сделки. Если вы не единственный собственник бизнеса, обязательно заранее придите к единому мнению с партнёрами по вопросу продажи, а также поймите приемлемые параметры сделки для каждого акционера.

5. Составить бизнес-план

Грамотным шагом будет предоставить потенциальному покупателю бизнес-план развития вашей компании. Это должны быть не просто красивые слова, а чёткая и понятная программа действий, основанная на расчётах. Так вы не только продемонстрируете перспективы бизнеса, но и сократите работу для нового владельца. С вашим бизнес-планом он минимизирует риски на начальном этапе. Это поднимет стоимость организации.

6. Описать компанию для инвестора

Пакет привычных для профессиональных инвесторов маркетинговых материалов включает в себя три основных документа. Тизер — короткое описание, в котором изложена суть проекта, его инвестиционные преимущества по сравнению с конкурентами, ключевые финансовые показатели, опыт ключевых фигур команды, оценка рыночного потенциала, а также предлагаемый «инвестиционный кейс» для потенциального покупателя (проще говоря, сколько денег и для чего необходимо компании, что за это получает инвестор). Инвестиционный меморандум — более детальная презентация, в которой изложено обоснование тезисов, изложенных в тизере, дана детальная информация касательно операционной деятельности компании, анализа конкурентной среды, текущего состояния компании и её перспектив развития. Финансовая модель — excel-файл с расчётом и обоснованием оценки стоимости бизнеса, прогнозом будущих денежных потоков компании.

7. Подготовить инструкции

Надо превратить в письменные документы всё, что работает и не работает в вашем бизнесе. 
Правильно было бы назвать этот пункт «Подготовить набор стандартных операционных процедур», но это слишком сложно для предпринимателей. Однако для покупателя вашего бизнеса очень ценно иметь письменное руководство по управлению им. Может, это будет описание предложения, которое вы делаете своим клиентам, чтобы закрыть сделку, или перечень вопросов, которые вы задаёте сотрудникам при приёме на работу. Запишите свой скрипт продаж и составьте список вопросов для интервью, показавших себя наиболее эффективными.

8. Избегать эксклюзивности

Чтобы продать бизнес по более высокой цене, продавец часто организует конкуренцию между потенциальными покупателями. Ведение переговоров с несколькими покупателями одновременно часто приводит к тому, что обиженный покупатель, с которым продавец не стал заключать сделку, может попытаться взыскать с продавца убытки, связанные с подготовкой к ней. К ним, например, могут быть отнесены расходы на консультантов. Так что если продавец хочет договариваться с несколькими покупателями одновременно, то ему необходимо избегать условий об эксклюзивности ведения переговоров с конкретным лицом.

9. Провести due diligence

Due diligence включает в себя проверку активов, лицензий, договоров с контрагентами, корпоративного управления, объектов интеллектуальной собственности, налогообложения, отчётности, соблюдения антимонопольного законодательства. Проверка должна быть проведена покупателем или третьим лицом, утверждённым сторонами сделки.

10. Решить, что делать с деньгами

После продажи бизнеса у вас появится значительный объём свободных средств. В ходе переговоров необходимо оценить различные варианты расчётов по сделке. Выбор оптимального варианта упростит перевод средств в новые проекты и снизит ваши налоговые выплаты и банковские издержки. Это будет влиять на многие аспекты сделки, в том числе выбор юрисдикции, а также определение структуры, которая будет оптимальной как для покупателя, так и для продавца.

Источник: secretmag.ru​
Подпишитесь на наш бизнес-блог Вконтакте!

Назад